В последние годы автомобили большинства производителей становятся
все более тяжеловесными. Инженерам компании Audi удалось найти выход из
сложившейся ситуации. Благодаря появлению уникальной технологии Audi
Space Frame модели Audi A8 и A2 с алюминиевым кузовом вот уже более 10
лет сохраняют показатели массы кузова на оптимальном уровне. Технология
по созданию облегчённых конструкций постоянно совершенствуется, сегодня
ASF применяется в четырех моделях марки – купе TT, родстере TT,
суперкаре R8 и седане A8.
ASF – это технология, которая позволила по-новому взглянуть на
кузовостроение. ASF – это решение, позволившее избежать процесса
постоянного увеличения веса кузова, обусловленного все более высокими
требованиями к современному автомобилю. ASF оказывает сильное влияние
на динамические показатели этих четырех моделей Audi. Так, например, TT
2.0 TDI quattro со 170-сильным (125 кВт) дизельным двигателем развивает
100 км/ч всего за 7,5 секунды, максимальная скорость составляет 226
км/ч. При этом средний расход дизельного топлива - всего 5,3 литра,
что, безусловно, является выдающимся результатом.
Благодаря развитию технологии ASF Audi получила целую коллекцию
патентов в это области и престижную премию Euro Car Body Award 2008 от
Европейского патентного бюро. Сегодня Audi располагает серьезными
технологическими наработками - от литья и прессовки сплавов металла до
инновационных методов соединения деталей.
Несущая конструкция кузова ASF состоит из формованных алюминиевых
секций и деталей, отлитых под давлением. Эта рама держит тонколистовые
алюминиевые элементы, например, крышу автомобиля, которые приварены к
ней и позволяет выдерживать большие нагрузки на кузов. В зависимости от
функции компоненты рамы имеют различную форму и профили, сочетая при
этом высокую прочность и небольшую массу конструкции.
Преимуществом прессованных профилей является их эластичность. Так,
например, боковые пороги в купе и родстере внешне идентичны, и могут
быть изготовлены на одном и том же оборудовании. Однако внутри у них
разная геометрия соединений, а ребра жесткости имеют разную форму, т.к.
в родстере показатели жёсткости кузова должны быть выше, чем в купе. Во
всех случаях, прессованные профили модели TT состоят из улучшенных
сплавов, благодаря чему ещё больше повышается прочность и снижается вес
всей конструкции.
Литые детали используются, прежде всего, там, где локально возникают
зоны повышенного давления и требуется устойчивость к различного рода
нагрузкам. Показательный пример – узлы передних стоек, соединяющие
несколько элементов конструкции. Как и все алюминиевые литые детали,
узел отличается точной геометрией и оптимальным использованием
свободного пространства.
В купе и родстере TT внедрены новые доработки в области технологии
ASF: алюминий здесь дополнен сталью. Инновационная «гибридная»
конструкция по сравнению с технологией предыдущего поколения, в которой
используется только сталь, снижает вес кузова на 100 килограммов. В
частности днище кузова, двери, крышка багажника Audi TT, A8, R8
полностью изготовлены из оцинкованной стали. Несмотря на то, что
стальные элементы весят больше алюминиевых, такое решение обеспечивает
оптимальные пропорции в распределении веса между передней и задней
осями.
Масса Audi TT 2.0 TFSI составляет не более 1260 килограмм – отличный
показатель для спортивного автомобиля. При этом масса его кузова - лишь
206 килограммов, 140 из которых приходится на алюминий (68%) и 66 кг –
на сталь. В традиционной стальной конструкции показатель массы был бы
почти на 100 килограмм выше. Кузов автомобиля состоит из 63 килограммов
листового металла, 45 кг литых элементов и 32 кг прессованного профиля:
все из алюминия. Масса кузова у родстера составляет 251 килограмм.
Audi также накопила огромный опыт в технологии соединении стальных и
алюминиевый компонентов. Среди основных способов - клепка, сварка,
склеивание. Проблема коррозии при стыковке алюминия и стали решается
благодаря применению склеивающего вещества, образующего разделительный
слой. Недавно появилась ещё одна технология стыковки: так называемые
саморезы, вкручиваемые роботами, расплавляют верхний слой детали и
полностью проникают в материал. Еще одно инновационное решение,
применяемое в Audi TT – «нулевой стык» между крышей и боковыми
деталями, который достигается благодаря лазерной сварке.
Audi TT с «гибридной» ASF, который изготавливается в Ингольштадте и
собирается на заводе в Гьёре (Венгрия), обладает всеми чертами
спортивного автомобиля. По сравнению с моделью прошлого поколения
статическая жесткость на кручение в купе выросла примерно на 50
процентов, а в родстере - более чем в два раза. К тому же ASF позволяет
уменьшить вибрацию в кузове и обеспечить высокую степень безопасности
при столкновении.
Малая масса кузова способствует достижению превосходной динамики и
высокой эффективности. Уменьшение массы на 100 килограммов означает
снижение расхода топлива примерно на 0,3 литров на 100 километров и
сокращение выбросов CO2 от 7,5 до 12,5 граммов на один километр.
Клиенты и эксперты рынка уже оценили новые тенденции в кузовостроении.
«Гибридная» конструкция от Audi в конце 2006 года получила премию Euro
Car Body Award - главную европейскую премию за инновации в
кузовостроении. Такую же награду Audi получила в 2003 году за
технологию AFS для Audi A8.
|